Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, учащихся в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ
НЕЛЬЗЯ
*Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
*Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
*Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;
*Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;
*Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
ОСТОРОЖНО
*Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;
*Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;
*Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;
*Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;
*Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.
МОЖНО
*Уважай других пользователей;
*Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;
*Открывай только те ссылки, в которых уверен;
*Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;
*Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!
БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА В ОБЩЕДОСТУПНЫХ СЕТЯХ WI-FI
*Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
*Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
*При использовании Wi-Fi отключи функцию "Общий доступ к файлам и принтерам". Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее для удобства использования в работе или учебе;
*Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
*Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно "https://";
*В мобильном телефоне отключи функцию "Подключение к Wi-Fi автоматически". Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.
БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
*Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
*Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
*Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
*Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
*Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
*При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
*Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
*Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
*Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
*Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
*Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
*Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
*Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
*Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
*При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
*Не используйте в логине или пароле персональные данные.
*Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
*Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
*Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
*О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
*Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
*Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
*Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
*Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.